Сайт учителя-логопеда

                         Ратниковой Марины Васильевны

 

                             ☼  КАТЮША ☼

 


 

ПРАВИЛЬНО СЛЫШИМ-ГРАМОТНО ПИШЕМ...

       Очень часто бывает, когда после обследования рекомендуешь ребёнку логопедические занятия, а родители недоумевают зачем эти занятия нужны, если у ребёнка, по их мнению, речь "чистая"?

     Да, бывает, что ребёнок уже научился произносить все звуки родного языка. И свою устную речь он грамматически правильно оформляет. И имеет хороший словарный запас. Но для успешного обучения письменной речи - письму и чтению, которое начинается в первом классе, нужно, чтобы у ребёнка был ещё хорошо развит ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.
     Что такое фонематический слух знает далеко не каждый. Даже, когда я начинаю объяснять родителям что это такое, они не всегда понимают о чём я говорю. Поэтому я решила уделить внимание этому вопросу здесь, на моём сайте.
    Для начала напомню, что СЛУХ ЧЕЛОВЕКА - это совокупность слуха физиологического, слуха музыкального и слуха фонематического.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СЛУХ помогает нам слышать и распознавать различные шумы неречевого характера. Например, шорох, стук, скрежет, звон, скрип и т.д.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ помогает нам слышать, распознавать и воспроизводить звуки музыки.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ помогает нам слышать, распознавать и вопроизводить звуки речи, то есть, фонемы.
     А ещё он помогает нам грамотно писать. Естественно, при обучении грамоте дети не могут не ошибаться. Но я не говорю сейчас об орфографии и грамматике. Речь идет о другом.  Если ребёнок пришёл в школу, имея даже нерезко выраженное фонематическое недоразвитие, при обучении письму и чтению он обязательно будет испытывать особые трудности. В его письменных работах будут наблюдаться многочисленные специфические ( дисграфические ) ошибки. Особенно это станет заметно во втором полугодии первого класса, когда дети начнут писать под диктовку.

     Для того, чтобы было понятно что такое дисграфия (нарушение письменной речи, обусловленое фонематическим недоразвитием), я хочу показать несколько диктантов, которые были написаны учениками второго класса в начале учебного года. Замечу, что диктанты были написаны с орфографическим проговариванием. То есть, диктуя предложения, я чётко и не спеша проговаривала каждое слово так, как нужно писать. И все равно мои маленькие ученики допустили характерные ошибки там, где в общем их не должно было быть.

 

 

         По опыту работы знаю, что подавляющее большинство родителей называют такие ошибки "глупые", "ошибки из-за невнимательности" и дома заставляют детей писать бесконечные диктанты. О, бедные дети! Как им трудно! Ведь их родителям совсем невдомёк, что на самом деле подобные ошибки вовсе не глупые. Своей особенностью и стойкостью повторения они просто кричат о наличии у ребёнка фонематического недоразвития. И обычное письмо под диктовку, на которую так уповают родители, данную проблему не разрешит. А постоянный неуспех лишь вызовет у наших маленьких учеников негативное отношение не только к письму, как к процессу, но и в дальнейшем - к предмету "русский язык".

       Напомню, что письменная речь - довольно сложный психический процесс. Прежде, чем написать слово, его нужно:
а) проанализировать (уточнить из какого количества и каких именно звуков оно состоит);
б) вспомнить графический образ нужной буквы для каждого звука;
в) записать буквы в требуемой последовательности.

    Детям, имеющим фонематическое недоразвитие, анализ слов (а некотоым детям и анализ предложений) выполнить сложно. Записывая слова под диктовку, они постоянно стоят перед мучительным выбором нужных букв, не смотря на то, что звуки, которые обозначаются этими буквами, находятся в сильной позиции. 

 

     Родителям, столкнувшимся с подобной проблемой, нужно понять, что решить её смогут лишь специальные приёмы и упражнения, которые используются в логопедической практике.

       

     

  

Setup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно