Сайт учителя-логопеда

                         Ратниковой Марины Васильевны

 

                             ☼  КАТЮША ☼

 


 

ЗАПИСКИ ПРАКТИКУЮЩЕГО ЛОГОПЕДА...

       

      Эту страницу я посвятила моим дорогим ученикам, без которых моя жизнь не была бы такой интересной, наполненной эмоциями, моим родным и близким, без которых я не представляю себя, и просто некоторым моментам моей жизни и работы, которые оставили след в моей памяти...


      Возможно, кто-то из моих коллег и близких увидит в моих записках, которые были написаны в разное время, знакомые персонажи.

 

 

 

 

                                                                 

 

 

МАМЕ.

 

 

Побелели совсем твои волосы, мама,-
Словно снегом тревоги легли на виски.
Но, как стойкий солдатик ты держишься прямо,
И шаги твои, мама, как прежде, легки.

Ты идёшь по судьбе, не сдаваясь невзгодам.
Не страшны мне ни беды с тобой, ни печаль.
Ты - маяк негасимый мой долгие годы,
Ты - опора, что крепче, чем прочная сталь.

Сколько раз меня жизнь под откосы бросала
Так, что жить не хотелось, и рушился мир.
Свою дочку, забыв о себе, ты спасала.
Подставляла плечо, поднимая с земли...

К прядкам "снежным" твоим прикоснусь я губами,
Их с любовью согрею душевным теплом.
Ты, как ангел-хранитель, меня укрывая,
От невзгод заслоняешь надёжным крылом...

На блеснувшие слёзы мои так тревожно,
Ты, пожалуйста, мама,сейчас не смотри.
Да, ты знаешь прекрасно, как мне теперь сложно.
Только я ведь - такой же солдатик, как ты!

 

ДОЧКЕ.



Ты - мой ясный лучик, доченька,
Что ведёт за собой и светится.
Ты - душа моя чистая, доченька,
Через край доброта плещется.

Ты - и боль в моём сердце, доченька,-
Я с тобою, родная! Я - сильная!
Ты - и радость, моя доченька,-
Без тебя своей жизни не мыслю я!

Ты - дитя долгожданное, доченька,
Мне и папе подарена Господом.
АНГЕЛ СВЕТЛЫЙ ТЫ МОЙ - ДОЧЕНЬКА,
Нам с небес для любви посланный.

 

ПРЫГ-СКОК...

 

 


Начало десятого утра. Быстро шагаю по почти пустому коридору второго этажа школы... Вдруг, сзади меня крепко обхватывают маленькие ручки. Пытаюсь обернуться назад:
- О-ой!
В Дашиных серых глазах прыгают искорки... Прыг-скок, прыг-скок... И сама она, отпустив меня, прыгает вокруг:
- Здрасьте, здрасьте! Как ваши дела?
- Хорошо, Даша. Спасибо! А твои - как?
- А-а, да мои тоже хорошо. У меня недавно день рождения был. Теперь у мамы, а потом у папы... Прыг-скок... Прыг-скок...
- Смотри, как здорово! Праздник за праздником.
- А мне часы подарили. Настоящие. И эту... Ну, как её? Игру. Вот такую.
И, показав большими пальцами обеих рук попеременно, как надо играть, нажимая на кнопки, девочка подбежала к подружке, покрутила её и, быстро отпустив, попрыгала дальше...

... Этим утром мне так не хотелось вставать. Мне не хотелось даже кофе. Я так и ушла из дома в состоянии невесомости. Но этим утром Дашка-первоклашка, внучка бывшей сотрудницы нашей школы, сама того не ведая, безвоздмездно подарила мне одну свою искорку...
... Прыг-скок... Прыг-скок...


МЫ - БЕЗ НИХ... ОНИ- БЕЗ НАС...

 

 


В моём кабинете тихо... Я сижу и заполняю журнал. Но сосредоточиться мне трудно. Взгляд без конца выхватывает из окна небо и устремляется куда-то туда- далеко вверх, унося за собой мысли...
... Неожиданно, из состояния невесомости меня выводит громкий голос Насти, второклашки, вернувшейся с прогулки. Глаза её распахнуты также широко, как она сейчас распахнула дверь, чёлка растрепалась. Судя по взлетающему голосу и по отсутствию опять в её речи звука "р", её что-то сильно потрясло:
- Маринвасильна! Маринвасильна!
- Настя, ну, что ты так кричишь? Я ведь тебя прекрасно слышу.
- Маринвасильна! Маринвасильна! Я влюбилась!
- Я рада за тебя, Насть. Только ты сядь сейчас и успокойся. Хорошо?
- Это Серёжка из 2"б". Ну, вы его знаете.
...Улыбаюсь, вспоминая Серёжку. Да-а, мальчик он симпатичный и приятный в общении. В будущем, скорее всего, придётся ему коллекционировать поклонниц. К девочкам он подход имеет. Я помню, как он в 1 классе мог подойти ко мне, погладить по руке и тихо сказать:" А вы - красивая..."
- Я буду с ним вместе, Маринвасильна.
- Ну, что ж хорошо. А что он говорит?
- А он ничего. Он затянул меня в грязь, когда мы гуляли. Прям в новых ботинках, которые мне бабушка в выходные купила...

... Эх, Настя! Ты подрастай. Я не буду тебя сейчас разочаровывать и говорить, что вот такие они - мужчины. Мы их любим, мы им верим... А они нас - раз! и в грязь... Но как бы то не было, мы не можем без них... А они - без нас...

 

ШАРИК - СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ...



...Успешно подписав рабочие документы у главного врача детской поликлиники и пройдясь по магазинам, я направилась в сторону дома. Как всегда, в руках у меня было несколько тяжёлых пакетов с покупками, зонтик, моя сумка и ... большой воздушный шар с надписью "Счастливый день" на длинной палочке. Шарик мне вручили за покупку печенья и вафель в магазине "Квартал". Я не хотела его сначала брать, но девушка, вручавшая шары так огорчилась, что мне стало её жаль...
... Сколько раз, отправляясь в магазин, я говорила себе, что не буду опять набирать много, так как офтальмологи строго настрого запрещают мне носить тяжёлое. Но никогда уйти из магазина налегке мне ещё не удавалось. Почему-то всегда сразу находится то, что мне позарез надо купить. Вот и сейчас, если бы мне навстречу попалась моя подруга Люда, она всплеснула бы руками и громко заявила на всю улицу: " От ведь, а?! Ничего себе - хлебушка и молочка!" ... Так вот, сегодня ко всем моим сумкам добавился ещё и шарик. Ярко-жёлтый, постоянно норовивший выскользнуть их рук...
... Я уже довольно далеко отползла от магазина, когда мне встретилась молодая женщина. Восхищённо разглядывая мой шар, она не удержалась и спросила:"Где купили?" Мне показалось, что шарик ей очень нужен, и... я подарила его женщине. А потом подумала:"Вот! Ну, что сделала-то? Своими руками отдала свой "счастливый день" и, вздохнув, понесла дальше свою ношу...

... У школьного стадиона мне в ногу неожиданно ткнулось что-то мокрое и холодное. Я удивлённо повернулась. Рядом со мной стоял смешной бежевый собачий подросток с бородкой. Его песочные глаза очень внимательно и с надеждой заглянули в мои. Ну, разве могла я пройти мимо этих глаз, когда в моей сумке лежало то, чем можно было это забавное создание угостить? Щенок получил сосиску, очень обрадовался и смешно засуетился вокруг неё, никак не решаясь съесть...
... Я прошла совсем немного, когда у меня зазвонило в сумке. Опустив пакеты снова на землю и найдя телефон, который вечно играет со мной в прятки, я увидела, как к щенку быстро подлетела ворона, схватила у него из под носа моё угощение и была такова. Как пёс смотрел вслед улетающей вороне надо было видеть! Но тут он снова увидел меня и, не успела я моргнуть, как внимательные собачьи глаза снова заглядывали в мои. Правда, и хитрая ворона тоже увидела меня и тоже оказалась рядом. Только на этот раз ей ничего не досталось...
... Щенок за несколько секунд управился с двумя сосисками и, весело завиляв хвостом, побежал по свои делам...
... Вот такая история о том, как я рассталась с одним ШАРИКОМ и встретилась с другим.

... А счастливый день у меня всё же был. Даже не один... И я точно знаю, что их в моей жизни будет ещё много...


  А ВЫ ЗНАЕТЕ, ЕСЛИ...



- А знаете, Маринвасильна, если, когда вы спите ночью, вас погладит по лицу скользкая рука - быть беде. А если волосатая - это к счастью... ( Таинственно говорит мне Танюшка)
- Правда? А я и не знала.
- А ещё, если вы спите у стенки, и между кроватью и стеной есть щёлочка, даже воот такая маленькая, вас туда может затащить этот... ну, как его... всё время я забываю... А, во! Барбашка.
- А ты раскажи ещё про шпшпшш.... (шепчет Танюшке на ухо Варюшка).
- Да, не шепчи ты мне в ухо! Я не слышу ничего. Про что рассказать?
- Ну, что на курящего мужчину...
- А-а! Да! А вы знали, что на курящего мужчину нельзя смотреть?
- Нет. Первый раз слышу. А почему, Танюш?
- А потому что он ка-а-к посмо-о-трит! Да! Я вот тоже на одного дяденьку курящего посмотрела, а он как на меня посмотрел. Нельзя! Я вам точно говорю. Я знаю. Я канал ТВ-3 всегда смотрю. Там столько таких историй показывают... И про таких пауков. На них тоже ночью нельзя смотреть...

... Да, уж. Танюшка, похоже, авторитет в своём классе по страшилкам. Варюшка смотрит на неё с большим уважением...

- Ладно, девочки. Про это давайте потом. А сейчас - карандаши и листочки с заданиями перед вами. Сели ровно. Спинки прямые. Смотрите, чтобы руки лежали так, как мы с вами договаривались. Помните: локти с парты при рисовании и письме свисать не должны? Иначе, руки быстро устанут и красивой работы не получится. Первое задание...

... Мои маленькие ученицы старательно выполняют задание. А я еле сдерживаю смех...
... Ну, Барабашка ладно. А вот "волосатая" рука... Это интересно. Мне как раз нравятся мужчины такого типа.))) Да, и... курящий мужчина... Ну, вредная привычка. Не спорю. Но мне всегда нравится, когда ОН, затягиваясь, например, сигаретой с моим любимым вишнёвым запахом, в этот момент смотрит на меня. Что-то в его глазах в этот момент есть такое... особенное... Нда... Ну, ладно. Как говорят некоторые: "Проехали!"

... Кажется, я уже соскучилась по своим дорогим и любимым первоклашкам. Скорее бы уже каникулы закончились...

 

О ЗВУКАХ И БУКВАХ...



Время бежит себе и бежит... Подросли "мои" дети. В начале сентября прошлого года я познакомилась с Ваней, мальчиком, который подарил мне мою кошку Алиску...
... Ваня - очень милый мальчик. Долгожданный в своей семье - родители ждали его рождения почти семнадцать лет... В первые дни нашего знакомства мне с ним было довольно нелегко. Он приходил на занятия задолго до назначенного времени, и не найдя меня в кабинете, начинал плакать... На занятиях мой маленький ученик упрямился. Мне было смешно, когда он учил меня работать. Ему казалось, что я не поняла зачем он пришёл, и работаю с ним неправильно. Поэтому он напоминал мне: " Я пришёл научиться говорить букву "Р"... и добавлял: "Мягкую". Я улыбалась и говорила ему:"Ванечка! Я не забыла про это, не беспокойся. Запомни: говорим (произносим) мы звуки. Звуки речи. Это они бывают твёрдые и мягкие... А буквы не говорят, их пишут. Буква - это специальный рисунок, который обозначает звук речи на письме. С помощью букв мы может записать всё, что мы говорим... Как правильно произносить мягкий звук [P*] я тебя и буду учить. И для этого нам понадобится не ручка или карандаш, а твой язычок."...
... Мы долго работали с Ваней, убирали те речевые проблемы, которые у него были. И вот, наконец, мой Ваня "зарычал"... мягко... Он давно уже не плачет, не упрямится и старательно выполняет все мои задания. Правда, дома он - ленится. Вчера подключила к выполнению домашнего задания Ваниного папу, ведь работа пока не закончена. Посмотрим, что из этого получится...

P.S. У нас всё получилось. Время бежит себе и бежит... Ваня сейчас учится в седьмом классе.


О ШИШКАХ...



Есть у одной моей ученицы, милой девчушки Варюшки, одна привычка... Очень любит она прятаться в моём кабинете. Да ни где-нибудь под своей партой, а под моим столом. Стоит мне только на минутку выйти из кабинета, например, для разговора с родителями, как Варю, тихо и мирно за минуту до этого сидящую за своей партой и выполняющую задание, буквально сметает с места под мой стол. И всё бы ничего, да за ней устремляются то Юрик, то Оля, то Танюшка. А поскольку места под столом немного, то кто-то один обязательно набьёт себе шишку...


МНЕ БЫ ДЕНЬ ПРОСТОЯТЬ...



 - Антон! Выйди, пожалуйста, из лужи!
- Саша, завяжи шнурки. Дим, и ты тоже.
- Даша! Ветер! Лови скорее свою куртку. Молодец - успела.
- Юсиф, да вижу. Здорово! Но осторожно, ты забрался очень высоко.
- Антош, выйди из лужи, выбрось палку и иди к ребятам.
- Что, Ксюша? На обезьянку? Да. Очень похожа. Но ты уже так давно висишь вниз головой. Пожалуй, тебе стоит немного передохнуть.
- Артём, позови, пожалуйста, Алёшу, Сашу и Егора. Вон они, за хоккейной коробкой.
- Антон, перестань возиться в воде. Вода будет солёной? Интересно... А, ну-ка! Покажи, что у тебя у руке. Боже! Где ты нашёл эти таблетки! Сейчас же выбросить в урну! И палку тоже.
- Алёша, ну, мы же договорились, что вы будете гулять так, чтобы я вас всех видела.
- Саш, шнурки! А-а, я догадалась - ты их не умеешь завязывать. Нет, не умеешь! Не верю...А Дима, смотри - умеет. О! Оказывается - умеешь... Заправь их в кроссовки, тогда они не будут развязываться.
- Антон! Ну, Антон! Кораблики? Нравятся... Выйди из лужи...

... В понедельник я работала в школьном лагере и была на прогулке "многодетной мамой"... Чтобы постоянно видеть всех детей, нужно иметь глаза, как у хамелеона...

 

НАРИСУЮ... НАРИСУЮ... НАРИСУЮ Я...



Вчера смотрела одного пятилетнего пациента. Его мама "ловила", "ловила" меня и наконец "поймала"... Конечно, логопедический диагноз я поставила. Но, кроме этого, настоятельно рекомендовала отдать Леона в художественную школу...
... В первые минуты нашего знакомства мальчик почти молчал. Но неожиданно для себя, я спросила его:" А ты любишь рисовать?" И это был мой правильный шаг. У ребёнка сразу загорелись и бёз того чёрные глазки-угольки. Я положила перед ним лист бумаги и поставила карандаши... За считанные минуты Леон очень уверенными чёткими линиями нарисовал мне несколько рисунков, я только успевала подкладывать ему бумагу и удивляться. И весь наш диалог с ним, а значит и всё обследование, прошло в рисунке...
... А в это время сестра мальчика Гоар, миниатюрненькая и очень симпатичная девочка-ученица начальной школы, сидела чуть сбоку и, ожидая брата, тоже рисовала, без конца поглядывая на меня. А когда я закончила разговор с их мамой, протянула мне листок. Это был не просто рисунок. Это был мой портрет. Удивительно, но девочка подметила всё. И синий перламутровый карандаш, которым я подвожу глаза, и розовую перламутровую помаду, и даже жемчужинки- серёжки красовались в моих ушах. Только в её исполнении они были не с белым перламутром, а тоже с розовым. Только щёки она нарисовала очень румяные и почему-то оранжевые. Тем не менее, это была - я...
... После встречи с этой армянской семьёй у меня на душе стало как-то светло. И вовсе не потому, что я получила свой портрет. Просто и дети, и их мама оказались теми людьми, кто дарит другим свет...



ЗДРАВСТВУЙТЕ...



Звонок застаёт меня врасплох... Пролетаю вестибюль, взлетаю на второй этаж, а он всё звенит. Странно, почему так долго?
... Открываю дверь в класс. Взгляд выхватывает из пёстрого пространство картину - к моему приходу всё готово: акварельные краски, кисточки, бумага, вода в стаканах-непроливайках с яркими крышками... Не успеваю пройти и двух шагов, как со всех сторон ко мне несётся:
- Здравствуйте, Марина Васильевна! Здравствуйте! Как съездили? Как Питер? Как погода?
... Удивлённо смотрю на третьеклассников, с которыми мне так нелегко работать. В их классе я веду уроки ИЗО. Интересно, откуда они узнали где я была, я ведь не говорила им ничего? Сегодня они не ждут того момента, когда, стоя у своего места, нужно дружно поздороваться со мной без голоса - одним кивком головы, как принято школьными правилами. Сейчас им хочется просто и обычно что-то мне сказать...
- Ребят, а что это с вами? Когда успели соскучиться, мы не виделись всего неделю?

... Сажаю детей, отвечаю на их вопросы, а потом называю тему урока:" Музеи искусств. Эрмитаж"... Да. Да! Эрмитаж. Я не подстраивала специально свою поездку в Питер к плану сегодняшнего урока. Просто так случайно получилось...


Я И КАБЛУКИ...



Выхожу из кабинета, закрываю дверь... И вдруг за спиной раздаётся громкий голос Насти:" О! Маринааасильна! У вас сегодня НОВЫЕ КАБЛУКИ!"... Улыбаюсь, утвердительно качая головой. Настя права. Новые. Я сегодня надела новые туфли...
... Кажется, я и каблуки - образ неразделимый. И это давно все подметили. Даже мои ученики...


СОЛНЫШКО...



Пришла я утром на работу. Иду по первому этажу. Тихо кругом, пустынно. Каникулы... Слышу меня кто-то окликает. Повернулась на голос. Коллега мне машет, выглядывая из открытой двери кабинета математики: " Марин, ты к себе? Я чуть позже к тебе поднимусь"...
... Пришла я на рабочее место. Полила цветы, включила магнитолу и села писать отчёт. А тут и коллега подошла с новостью...
... Когда-то, много лет назад, когда я только начала работать лoгoпeдoм в школе, привела она ко мне на занятия свою маленькую родственницу Катюшку. Было ей тогда 6 лет. И была она самой первой моей ученицей, с которой и началась моя лoгoпeдuческая практика...
... С девочкой мы очень быстро нашли общий язык. Но потрудиться мне с ней пришлось немало... До сих пор помню сколько долгих дней, мы, хлопая и топая, ритмизируя слоги в слове, превращали её упрямое "сонуска" в "солнышко"...
... Теперь Катерина заканчивает школу. И она уже определилась с выбором профессии. Девочка решила стать логoпeдoм...

... Моя первая ученица выбрала мою профессию. Это очень приятная новость для меня. И я готова ей, если это потребуется, передать весь свой опыт...

 

ЧУТЬ-ЧУТЬ О РАБОТЕ...



Смотрю на большую красивую ярко-оранжевую грушу с зелёным листиком, нарисованную и подаренную мне Лёвушкой. Смотри-ка, даже донышко коричневым не забыл нарисовать...
... В сентябре прошлого года этому симпатичному первокласснику с ясными глазами и веснушками на курносом носу с трудом давалось каждое слово... Тревожные, с грустью глаза его мамы в начале учебного года, а в прошлую пятницу при встрече со мной - радостные и такие же, как у сына, ясные. У нас - улучшения. Значит, я выбрала правильное направление. А ведь, если честно, вначале сомневалась в верности намеченных шагов...
... Ловлю себя на мысли, что когда у меня многое получается и я этим довольна, мне хочется прыгать, как девчонке, и кружиться, раскинув руки... Наверное, мне никогда не стать степенной дамой...


ДВОЕ ИЗ ЛАРЦА...



"ДВОЕ ИЗ ЛАРЦА, ОДИНАКОВЫХ С ЛИЦА" возникают второй год у меня в кабинете по очереди с одним и тем же вопросом:
- Скажите, а логопед сегодня будет?
- Рома! Вот логопед - перед тобой. Это - я. Видишь? Если ты спрашиваешь про занятия? Да. Будут. После прогулки.
- Я не Рома, я - Саша. У Ромы рубашка другая...
... Почти два года я пыталась научиться различать братьев-близнецов Рому и Сашу. По одежде. Но уследить за её сменой трудно. По цвету глаз. Но разница там настолько незначительная, что при смене освещения заметить её практически невозможно... И вот, наконец-то, я могу. Могу. Но только тогда, когда мы начинаем работать. Язык Ромы мы научили подниматься вверх и удерживаться в нужном положении, Сашин пока ещё не слушается так, как надо. Поэтому у Ромы "моторчик" на днях начал заводиться, у Саши пока не получается... Но мы справимся. Потому что я вижу, как мои ученики повзрослели, стали более усидчивы и работоспособны...
... В пятницу, в моём кабинете опять распахнётся дверь, и я услышу привычное:
- Скажите, а логопед сегодня будет?


ПРО БАССЕЙН И ПОТЕРЯННЫЕ ШТАНЫ...



Ещё одну смену мне в лагере отработать и всё. Кажется, силы уже на пределе...

 ... Сегодня после бассейна Илья потерял штаны...
 ... Искали минут пятнадцать всем лагерем. Заглядывал за диваны в раздевалке, за все имеющиеся банкетки, столики. Смотрели в сауне, в пакетах с купальными принадлежностями других детей. Нет нигде! Всё! Пропали штаны. Как и не бывало их никогда! И уже пора уходить - нас ждут на станции юных техников... И уже за дверями на старте в бассейн стоят дети из другого лагеря, а штанов Ильи нет. Правда, на банкетке лежат штаны другие. Но ничейные. Не признаёт их Илья своими...
 ... Что делать? Хоть в плавках иди... Растерялся Илья. И уже в глазах заблестели слёзы...
 ... И тут... Смотрит Илюша на Серёжу и, вдруг, говорит: "Вот - мои штаны!"
 ... А Серёжа забыл в каких штанах пришёл в бассейн и, вообще, в лагерь. У него есть похожие, вот он и приоделся, приняв их за свои...


МОИ ДОРОГИЕ КАЛЯКИ-МАЛЯКИ...



" Как там ваши дети?" - спросила на днях Яна...
... "Мои" дети, мои дорогие ученики, с удовольствием ходят на занятия. И мы потихонечку шагаем вперёд. Конечно, не теми темпами, как хотелось бы, но шагаем. С понедельника в школьных коридорах будет царить непривычная тишина - к нам идут каникулы...
... На днях залюбовалась двумя девчушками- Бану и Кристиной, когда они выполняли задание... Эх, только вот пока любовалась не заметила, что Кристина опять взяла карандаш неправильно. Девочка она - очень милая, старательная и разумненькая, но с артикуляцией и пальцами её мне ещё работать и работать...


Дорогие родители, чьи малыши только ещё осваивают карандаши и делают свои первые каляки-маляки!

Пожалуйста, покажите детям, как правильно держать карандаши, фломастеры или ручки в пальчиках ВЕДУЩЕЙ руки, и зорко следите за правильной выработкой этого нужно позже для рисования и письма навыка. Переучить потом ребёнка держать правильно ручку практически невозможно, и учиться писать буквы в школе ему очень сложно.


РАЗНОЦВЕТНЫЕ СЕРДЕЧКИ...



"Ты за парту со мной снова рядом садишься...
Из-за этого я снова двойку схвачу.
И не мне одному ты, красивая, снишься.
И к тебе я во сне словно к звёздам лечу..."

Закрываю дверь и поворачиваюсь... Переминаясь с ноги на ногу передо мной стоит непоседливый Кирилл:
- Маринвасильна, можно я сяду на вторую парту?
- А чем тебе твоя первая не подходит, Кирилл?
Тихо, чтобы было слышно только мне, он отвечает:
- Я за Настей. Там сегодня как раз никого нет. Можно?
... Смотрю на Кирилла. На Настю... Хорошая девочка. Мне тоже она нравится... Завтра - 14 февраля и везде витает дух праздника. Даже четвероклассники ведут себя как-то по-особенному, чуть загадочно.
- Хорошо, Кирилл. Садись. Уверенна, что ты сегодня сделаешь хорошую работу.
... Обвожу глазами ребят. Здороваюсь. Разрешаю сесть. И объявляю тему урока...
...Мне нравится наблюдать за ребятами, когда они работают...
... Неожиданно дверь распахивается и на пороге возникает опоздавший Вагиф. В его руках на огромной розовой валентинке, как на подносе, лежат ещё несколько маленьких разноцветных картонных сердечек. Он принёс традиционную у нас в этот день общешкольную почту. Вдруг он падает на колени и сердечки рассыпаются по полу...
... Нет, конечно, этот урок прошёл не совсем так, как положено. Но мне кажется эти картонные сердечки, изготовленные своими руками и полученные в этот день от других, долго ещё будут храниться в памяти, как яркие нотки, прозвучавшие в душе, среди обычных серых буден...


РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА...



Вчера утром, решая на окружном совещании вопрос об особенностях билатерального развития школьника в условиях современности с точки зрения нейропсихологического подхода, я даже и не предполагала куда отправлюсь после...
... Едва мы с моей коллегой Оксаной Ивановной, вышли на улицу и ступили на выложенную мелкой плиткой дорожку территории того учреждения, где находились, как она меня вдруг спросила про мои дальнейшие планы. Планы у меня, конечно, были. Но на её предложение поехать с ней, я ответила согласием...
... В результате, и совсем неожиданно, я попала с подругой на Ваганьковское кладбище. Совсем неожиданно - это потому что там я раньше никогда не была, да и, собственно, никогда и не горела желанием из-за праздного любопытства шататься по могилам знаменитостей. Но Оксана ехала туда к святыне. Именно туда проторила она свою дорожку, и сегодня позвала меня с собой...
... Опущу все подробности посещения той святыни, но о своих ощущениях, возникших, когда мы тронулись обратно, напишу... Мы пошли по аллее к выходу, и тут мне вдруг показалось, что я нахожусь не на Ваганьковском кладбище в Москве, а на Смоленском в Санкт-Петербурге, и за моей спиной сейчас осталась часовня почитаемой мною Ксении Петербургской. Аллея, по которой я шла, также через несколько метров уходила направо, а вдалеке ещё чуть правее среди ветвей старых деревьев просматривалась церковь... Я шагала по жёлтым осенним листьям, усыпавшим землю, и тонула в этих своих непонятных ощущениях...
... А потом была совсем неожиданная встреча. Ну, если это так можно назвать, конечно. Оксане нужно было зайти ещё в одно место, и мы пошли по центральной аллее вглубь территории, мимо белого большого надгробия Алесандра Абдулова... И тут на большой чёрной мраморной плите я увидела лицо, которое показалось мне очень знакомым. Совсем молодой вихрастый парень с глазами весёлыми и задорными (надо же это было так высечь на камне)... А внизу, в вырезанной части плиты, установлен большой прозрачный кристалл... Я ещё подумала: " Наверное, когда светит солнце, этот кристалл сверкает и переливается... Как странно! Но зачем он установлен здесь, на могиле?" А когда прочла с обратной стороны надгробия имя, покоящегося здесь парня, мне стало всё ясно... ГРИНЬКОВ СЕРГЕЙ... Мой любимый фигурист, катающийся в паре с женой Катей Гордеевой. Тот фигурист, который умер прямо на льду. А кристалл - это лёд, которому была посвящена вся жизнь этого молодого человека...
... Я не стала доставать фотоаппарат на кладбище. А в память о РОМЕО хочу разместить здесь ссылку на мой давний плейкаст:

http://www.playcast.ru/view/657466/7bb3c8ec42ceccfcb51416afdf6a8c0232e2c390pl


ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ...



 Я опять начала учиться на курсах... Всё же, НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ - интересная наука. Вот почему про кого-то хочется сказать "рыбка" моя, а про кого-то "птичка"? Почему очень важно научиться ходить до трёх лет? Почему кому-то нравятся дискотеки, а кому-то они не нужны? Почему жевательную резинку полезно жевать только первые 10 минут? Почему человека называют - "Гомо Эректус"?
... На все эти "почему?" отвечает нейропсихология. Это она изучает зависимость поведения человека от процессов, происходящих в его мозговых структурах. Кстати, в области этой науки Россия " впереди планеты всей"...

... Пожалуй, впервые за последнее время мне не хотелось уснуть на занятии...


О ПЕРВОЙ УЧИТЕЛЬНИЦЕ...



 Некоторое время назад я была приглашена на один из выпускных "вечеров" в 4 класс... Одна из родительниц (кстати, моя коллега) прочла первой учительнице своего сына стихи, автором которых была она сама... В её глазах стояли слёзы... А слова шли из самОй души... Позже, когда волнения немного улеглись, а нужно сказать, что все выпускные вечера - это очень трогательные и волнительные мероприятия для всех присутствующих на них, я попросила у мамочки листок со стихотворением. Тот листок я храню до сих пор.

СТИХИ О ПЕРВОЙ УЧИТЕЛЬНИЦЕ.

Наш школьный двор... Сентябрь... Сегодня - первое.
Табличка " 1В " в толпе ребят.
Родители с утра немного нервные
Ведут к тебе вчерашних дошколят.
Звенит звонок пронзительно и громко.
Для них - он первый раз и навсегда.
По головам детей встречаешь робко,
Не знаешь ведь пока их имена...
Заходят в класс девчонки и мальчишки,
А ты стоишь, волнуясь, у доски.
Одни - примерные, другие - шалунишки.
Такие разные и все теперь - твои!

... Ты каждый день шагала вместе с нами
Из класса в класс и шла из года в год.
Вы стали по-приятельски своими,
Родными, близкими. И вот
Четвёртый класс. Учебный год кончается.
Начальной школы пройден весь урок.
С тобой уже 4"В" прощается,
И школьный провожает всех звонок.

Ты навсегда останешься для них
Учительницей первой, доброй, милой.
Ты этой стайке птенчиков своих
Фундамент знаний в головы вложила.
Для школы средней ты дала отличный старт,
Сегодня птенчики вспорхнут из твоих рук,
Гурьбою встрепенутся из-за парт
И в мир отправятся больших наук.

Юлия Стаканова


ПЁСИК, ПЁСИК - ЧЁРНЫЙ НОСИК...



Зашла с работы домой на минуту, оставила сумки и поехала в ветеринарную лечебницу сменить сына, отпустить его на учёбу... Зашла в фойе. Обвела глазами присутствующих. Вот и мои. Сын и кот. Кот лежит под капельницей. Несчастный, маленький, похудевший. Господи! Внутри всё сжалось от такой картины. Заболел совсем мой старый кот. Вот уже почти неделю сын возит его на капельницы и уколы...
 ... Уехал сын в институт... А капельница - кап... кап... Медленно... По капельке... Лежит мой Маркиз, пристроил мордочку на лапу. Глаза огромные... Кап... Кап... Достаю телефон, набираю знакомый номер:
 - Наташ! Привет! Не жди меня сегодня. Я не смогу пойти на занятие. Танцуй сегодня без меня...
 ... С нами вместе в фойе и другие пациенты. Ждут своей очереди на приём. Абрикосовую кошку почти не видно из корзинки-переноски. Только глаза блестят... Белый огромный кот тихо сидит на коленях у хозяйки... У девушки на плече сидит рыжий маленький... Я даже не поняла кто это. Вроде не котёнок, но спрашивать как-то неудобно. Спрятался неопознаный мною зверёк под её длинными распущенными волосами и у самого шёрстка длинная, совсем не кошачья. Ни мордочки, ни хвостика не видно... А рядом с нами крутится большой пёс-блондин с зашитой лапой. Ему не сидится никак на месте. Но стоит ему приблизиться к нам на расстояние шага, Маркиз начинает на него шипеть. А пёс так смешно удивляется... Я смотрю на его чёрный нос и на языке начинает вертеться: " Пёсик, пёсик - чёрный носик..."...
 ... Ну, вот. Лекарство в капельнице закончилось. Уколы сделаны. Катетер оставлен в лапе. Лапа забинтована. Мужчина, сопровождающий белого кота, помогает мне упаковать мою драгоценную ношу в сумку... Через сорок минут мы уже дома...

 ... Сейчас, когда я пишу эти строки, к нашей несказанной радости Маркиз заметно ожил и даже проявил интерес к своему любимому паштету. Но завтра ему опять предстоит путешествие по тому же маршруту...

 

 

О, СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ...



Сегодня первый день моей учёбы. Меня ждут в Институте коррекционной педагогики при Российской Академии Образования на курсах повышения квалификации. Я выбрала очень актуальную в последнее время тему:" Организация психолого-педагогической помощи детям с синдромом двигательной активности и дефицитом внимания". Очень надеюсь, что получу новые и полезные знания. А ещё мне повезло в том, что обучение будет проходить в районе метро "Фрунзенская", а это совсем недалеко по моей ветке. Значит, не надо будет мотаться через всю Москву...
 ... Есть и ещё один пунктик, что радует мою душу. Недалеко от метро есть любимый мною магазин "Медицинская книга" и в нём я очень давно не была. Поэтому сейчас я вся в предвкушении: ой, как зайду, да с упоением "прогуляюсь" по его книгам! Люблю я книжные магазины, что поделать...
 ... Ну, вот, собственно, СТРЕЛЕЦ уже почти на старте. Остались: чашечка кофе, несколько штрихов по украшению внешности и... он сорвётся с места в даль светлую...

 

БАТАРЕЙКА...



Маленькие ручки крепко обнимают меня, а нос утыкается в мой живот. Это происходит так неожиданно для меня, ведь я сейчас стою и смотрю совсем в другую сторону. Передо мной задорный белокурый хвостик с белым бантиком, лица не видно... И я даже не сразу понимаю что за девочка сейчас стоит передо мной. К ручкам сию же минуту присоединяются другие ручки... такие же маленькие... ещё... и ещё... ещё... И мы стоим вот так обнявшись какое-то время... Часы на стене отсчитывают последние минуты перемены... И я, вдруг, вспоминаю недавний разговор с одним знакомым. Он назвал меня: "БАТАРЕЙКА". Вот точно! Как он оказался прав. Я сейчас ощущаю себя именно батарейкой...
 ... Первоклашки привыкают к школе... А я с ними знакомлюсь. Мне надо, а это всегда происходит в начале сентября, проверить их речевое развитие, чтобы определить кому из них нужна моя профессиональная помощь... Пока я познакомилась только с частью детей. Вот они-то и притянулись ко мне сейчас. "Белокурый хвостик" поднимает свой курносый нос и смотрит на на меня ясными голубыми глазами. Это - Яна. Когда она впервые села передо мной, и я заглянула в её личико, оно показалось мне знакомым. Ну, а когда она назвала свою фамилию, я поняла чья она сестрёнка...
 ... Ручки разжались по очереди и выпустили меня... Но тут ещё одна девочка, стоящая поодаль от нас, увидев что я "освободилась", подбежала ко мне и тоже обняла...

 ... Как мне всё же дороги эти маленькие ручки!


Я ЗДЕСЬ...



"А, Марина Васильевна у нас здесь?" - слышится голос за дверью моего кабинета...
 ... Я здесь. Работаю с речевыми картами...
 ... Дверь открывается, и ко мне заходят трое моих коллег. Как выясняется - это "ходоки". Самые настоящие. Пришли просить разрешения приходить в мой кабинет, как в комнату отдыха, когда у них "окна", а их кабинеты заняты. Оказывается, они шли в библиотеку с той же просьбой, но увидели мою дверь и решили зайти ко мне... В принципе, мне не жалко и я соглашаюсь. Ведь я начинаю работать значительно позже их "окон"...
 ... В мой маленький кабинет любят заходить и маленькие, и взрослые. Может это и нескромно, но мне, не скрою очень приятно, когда мой посетитель- маленький ли, большой садится и произносит: "Ах, как тут хорошо"...

 

КРАСНАЯ ГОРКА...



В воскресенье была у своих... Сначала зашла к папе и бабушке. Отец на фотографии совсем молодой. А бабушка такая, какой была в последнее время... Родные... милые черты обоих... Присела на скамейку. Рядом, на старой высокой берёзе поёт птичка. Отыскала её глазами среди ветвей... Вот и ещё одна весна...
 ... Очень пожилая женщина, тяжело ступая, поравнялась со мной, в глазах затеплилась улыбка:
 - Доченька! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
 - ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

 ... И снова тишина. Вернее, только птичка на её фоне без остановки выводит свои трели... Тепло... Лёгкий порыв ветра растрепал мои волосы. Птичка вспорхнула и улетела... И мне тоже пора идти дальше... Смахнула с мрамора принесённые ветром старые листья... поправила цветы... поклонилась, перекрестившись, и тронулась дальше...
 ... Спустилась с горки... вышла опять на дорогу...
 - Здравствуйте!
 Звонкоголосое приветствие, обращённое ко мне, поочерёдно повторяется трижды. Знакомые шестиклассники медленно проезжаю мимо меня на велосипедах. Отвечаю им, думая про себя, что уехали они довольно далеко от дома, и иду дальше... Дорога сворачивает направо и поднимает вверх в горку. Чуть в стороне в деревьях струится сверху, стекая по мелким камушкам, ручей... Прислушиваюсь к его журчанию, медленно поднимаясь вверх... Вдруг, из-под моих ног взмывает вверх бабочка. Порхая, она летит точно по дороге, и я иду за ней. Может, устав, а может, по другой одной ей известной причине, она садится на землю, то раскрывая свои яркие крылышки, то складывая. Но как только моя тень догоняет её, она взлетает... На очередном взлёте к моей бабочке присоединется другая, и они удаляются в сторону деревьев...
 ... Ну, вот я и дошла до могил мужа и его мамы. Всматриваюсь в любимое лицо: " Саш... Саш... Я пришла. Я не плачу. Видишь?" ... Навела порядок вокруг... Присела... Поговорила, ни слова не получив в ответ. Но я уже привыкла к этому. Это раньше мы с мужем говорили и никогда не могли наговориться, а теперь говорю только я одна...

... Самолёт почти рядом пошёл на взлёт - аэропорт "Внуково" совсем недалеко. Проводила его глазами. Мне пора. Меня ждут дома. Попрощалась и тронулась в обратную дорогу...
 ... Через полчаса тишина и покой сменились суетой - автобус увозил меня по шумному Боровскому шоссе. Навстречу чему? Не знаю... Наверное, навстречу новой весне...

 

ЖЕНЩИНА И КОТ...



Она возвращалась со своим шестилетним сыном домой, когда на выходе из метро "Проспект Вернадского" увидела пожилого мужчину, державшего на ладони маленького котёнка. Пушистого, чёрненького с белым фартучком. День был солнечный, но ветренный, прохладный... Котёнок плакал. Жалобно и негромко... Может быть, ему было холодно под очередным порывом ветра, раздувавшим его шёрстку в разные стороны. А, может, он скучал по маме. Поэтому и плакал, звал её...
 ... И женщина не смогла пройти мимо... Попросила мужчину никому не отдавать малыша и быстро пошла договариваться с мужем, встречавшем её у метро на машине, о появлении в их доме маленького питомца...
 ... Муж этой женщины по-началу не соглашался. Но та женщина была любимой женщиной и женой, а это много значит. И внимательно взглянув в её глаза, он сказал:" Берём!"...
 ... Назвали котёнка Маркиз. Уже на третий день он чётко знал свою кличку и смешно прибегал на зов... Вместе с этим кошачьм ребёнком в его новой семье появились не только новые заботы, но и радость. То его теряли, искали, сбиваясь с ног, а он в это время спокойно спал в ведре. То бежали вызволять его из "плена" тюлевой шторы. То вскакивали ночью от шума катающихся по полу карандашей или заведённого паровоза от игрушечной железной дороги. То собирали с пола останки растерзанной губки для посуды - предмета особой страсти или елочных игрушек... А потом, по мере его взросления, снова искали, лечили, кормили, "женили". В общем, ухаживали и заботились. И, конечно, любили. Любили всей душой. И он отвечал всем своей любовью и преданностью... Строго и зорко "охраняя" свою дачу будучи взрослым котом так, что на её территорию никто из соседских котов или собак и зайти не смел, ни разу при этом не оцарапал когда-либо кого-то из членов своей семьи, позволяя детям таскать себя, как мягкую игрушку. Приносил в дар мышей на даче. Пел свои мурчалки... А ещё он учил своих хозяев доброте. Обогащал их души светлыми чувствами...

... Я сейчас могу ещё писать и писать про своего любимого кота, который прожил с нами почти 14 лет. Но, если честно, мысли мои не собираются так, как всегда вот уже несколько дней... А сегодня утром Маркиза не стало. Мне сейчас его очень не хватает... Пусто... Никто сейчас не крутится у моих ног... Не раговаривает со мной. Никто не встретит меня сегодня вечером с работы...

 ... Это всего лишь кот... И в моей жизни были потери гораздо страшее и тяжелее. И я всё знаю и понимаю... Но мне всё равно сейчас хочется плакать...

 

ЕЩЁ НЕМНОГО, ЕЩЁ ЧУТЬ-ЧУТЬ...



Началась последняя декада июня... Заканчивается моя работа в школьном лагере. Ещё немного и я - в отпуске. Но пока ещё у меня три неотработанные смены. В прошлый раз мне опять выпало вести детей в детскую поликлинику. В этом году лагерь имеет статус оздоровительного. А это значит, каждому ребёнку назначается по медицинским показаниям процедура. Например, ЛФК, посещение бассейна, галокамеры или "горный воздух"... Собственно, наши дети привыкли ходить такой организованной толпой и по улице, и по переходу. Идут за тобой шумно, но чётко - след в след. Но, всё равно, главная задача - не потерять никого, доставить обратно и вечером передать из рук в руки родителям их "представителей броуновского движения" в целости и сохранности...
 ... А дети такие разные... О Насте я уже как-то упоминала в своих записях. Эта девочка ходит ко мне на логопедические занятия уже два года. Причём, появляется у меня в кабинете, не три положенных по расписанию занятия, а каждый день. Занимается очень старательно, ловит каждое моё слово. А потом начинает "наводить порядок" вокруг. И так старается, что после её уборки, я ничего не могу найти... Но я не сержусь и, когда бы она не зашла ко мне, стараюсь уделить ей внимание... Её огромные глаза подмечают всё - и мои новые "каблуки", и брюки, и помаду, и то, что я порой хочу спать... В течение одного года у девочки один за одним умерли родители. Совсем молодые. Сейчас о ней заботятся бабушка и дедушка...
 ... Есть у Насти такая привычка - подойдёт тихо ко мне чуть сбоку и подсунет свою макушку под мою ладонь...


РОЗЫ И ЭЛЬФ...



Подарили мне три розы. Красивые такие - нежно-розовые и душистые. Я решила их не оставлять в кабинете на выходные и взяла домой. Но, когда выходила с лестницы в коридор, не успела придержать дверь и она задела одну из роз. Не люблю я эти новые двери. Они, конечно, современные, а ещё имеют какой-то механизм, позволяющий им самим прикрываться. Появились они не случайно. Такие положены в учреждениях по правилам противопожарной безопасности. Но я их, всё равно, не люблю. Во-первых, их с первого раза не распахнёшь, как хочется - нужно немалую силу приложить. А, во-вторых, не успеешь ты протиснуться, как она, закрываясь, так и норовит тебя со всего размаха хлопнуть ручкой. Неприятно... Так вот, сегодня я как раз успела вся проскочить, а цветам досталось...

 ... Но я, всё же, принесла их домой. Я ведь люблю аквабукетики всякие делать иногда. Сегодня как раз тот случай. Взяла хрустальную плоскую вазочку, налила воды, поместила в неё обрезанные листья и бутоны роз... Посмотрела... Чего-то не хватает... Подумала... Добавила декоративную фигурку эльфа... Ну, вот. Теперь цветы не пропали. Не зря они росли...

 

А ВАМ НУЖЕН КОТЁНОК...



Вчера давала для одной мамы открытое занятие. Есть у нас такая форма работы с родителями, цель которой достичь эффективности коррекции нарушений речи ребёнка совместными усилиями... Так вот, когда мы с Ваней показали маме комплекс упражнений для развития тонких дифференцированных движений пальцев рук, самомассажа языка и практически разобрали половину упражнений артикуляционной гимнастики, мальчик, вдруг, посмотрел на меня и неожиданно сказал:
 - А вам нужен котёнок? У нас кошка родила котят несколько дней назад. Они такие хорошенькие.


 ... Я немного опешила, если честно. Никто в школе не знает, что на прошлой неделе не стало больше нашего старого кота Маркиза. Что это? Это просто случайность или совсем нет?

 

О СТАРОЙ ЗАПИСНОЙ КНИЖКЕ...



"Пусть мечта любая, как по волшебству,
 Превратится сможет в сказку наяву.
 Словно фея добрая палочкой взмахнёт,
 Всё, что пожелал(а) ты вмиг произойдёт!"

Жила-была в одной семье старая Записная Книжка. Была куплена она ещё совсем юной хозяйкой молодой семьи в магазине канцелярских принадлежностей "Восход", что располагался тогда в Москве на Кутузовском проспекте, и всё это время, оставаясь верной родному дому, хранила в себе не только адреса и телефоны родных и друзей, записанных рукой хозяина или хозяйки этого дома, но и первые каракули их подрастающих детей...

 ... Прошли год. Записная Книжка потеряла пружинку, что скрепляла её странички, листочки её пожелтели, края стали ветхими, но она по-прежнему стояла на видном месте, и хозяйка время от времени, не смотря на наличие поисковой системы в интернете, заглядывала в старую добрую верную Записную Книжку... А сегодня, хозяйка взглянула на свою Книжку, и подарила ей новую одежду. А тем, кто читает сейчас эти строки - наивное, но доброе пожелание, что хранилось в этой книжке и было записано несколько лет назад на маленьком листочке бирюзовым фломастером кем-то из детей...

 

МЕЧТЫ У ОКНА...



Месяц май - всегда был моим любимым месяцем. Именно в мае особенно заметна эта непреодолимая тяга всего живого, будь то растения или люди, к солнцу, а значит, к новой жизни, обновлению...

 ... Люблю я сажать цветы... Везде... Где бы не была: дома, у дома, на даче, на работе. Когда-то, когда мой сын ещё ходил в детский сад, я смотрела в окно на пришкольную территорию без единого цветочка и думала: вот здесь и здесь я бы посадила цветы... Прошло не так много времени, сын пошёл учиться в первый класс, я пришла работать в школу и вправду начала сажать цветы. Начинала с малого, с вазонов и обычной календулы. Потом мне был поручен уход за нашим рокарием в центре школьного двора. А ещё позже - вместе с моими бывшими учениками, к тому времени уже семиклассниками, мы разбили клумбы именно на том месте, на которое я когда-то с мечтой смотрела из окна... Вот так. И этой моей мечте суждено было сбыться...


ОТ ЭТОГО СЛОВА СТАНОВИТСЯ СВЕТЛЕЕ И РАДОСТНЕЕ...



Выхожу из дома на работу и иду... А пока иду, заряжаюсь положительной энергией. Моя рабочая деятельность начинается после основных уроков и, когда я иду на своё рабочее место, множество детей, закончив свой школьный день, одни и с родителями, идут мне навстречу. Разноголосое и множественное: "Здравствуйте!" летит ко мне со всех сторон. И я отвечаю, киваю и улыбаюсь в ответ...

... - Здравствуйте! (Здоровается со мной Лиза, а вслед за ней и её мама, везущая коляску с маленьким Лизиным братом).
 - Здравствуйте!
 - Здравствуйте! (Улыбаются мне три девочки из второго класса).
 - Здравствуйте, девочки! ( "Подросли-то как, подтянулись. Особенно, Катерина." - думаю я.)
 - Здравствуйте! А нам сегодня приходить на занятие? ( Бабушка Егора беспокоится о внуке).
 - Здравствуйте! Да, конечно. Я ведь давно вышла с больничного.
- Здравствуй! Химки? ( Из машины, припаркованной на обочине, опустив стекло, улыбается мне мужчина. Это муж одной моей коллеги. Видать, по работе собрался ехать в Химки и перед этим заехал к жене).
- Зравствуй! Нет, в Химки мне не надо. А вот на третий этаж можешь меня подвезти.
 - Здравствуйте... Здравствуйте... Здравствуйте... ( Это я уже иду по школьному двору).
 - Здравствуй, Марина Васильевна! Здравствуйте! ( Иду по бестибюлю первого этажа).
 - Здравствуйте! ( Поднимаюсь по лестнице).
 - Здравствуйте! ( У кабинета меня уже ждут мои любимые первоклассники).
 - Здравствуйте, дорогие мои! Здравствуйте!
 ... Вхожу в кабинет. В небольшом зеркале-подсолнухе с жёлто-золотыми лепестками, висящем на стене, замечаю, что до сих пор продолжаю улыбаться...

... Сколько здоровья мне сейчас пожелали всего за 7 минут. Ведь "Здравствуйте!" происходит от слова "здравствовать", то есть, быть здоровым, благополучно существовать...

 

ХИТРЫЙ ОГУРЧИК...



Когда-то ещё в детстве взяла я в библиотеке детскую книгу Якова Пинясова и пока болела прочла её всю... С тех пор прошло немало лет, но один рассказ помнится мне до сих пор. Про хитрый огурчик...
 ... Может, кто-то тоже читал этот рассказ и давно знает что к чему в той истории. Ну, а кто не читал, в нескольких словах история такая:

... Один детский сад летом выезжал за город. Там детишки не только отдыхали, загорали и набирались сил, но и ухаживали за посадками на огороде - поливали их из бутылок... К концу лета на грядке с огурцами нашли забытую бутылку. А в ней "сидел" и занимал всё её пространство, от горлышка до донышка, огурец. И было совсем непонятно, как такой большой огурец очутился в бутылке, ведь горлышко у неё узкое?

... Одно время, на своих уроках, я не только читала детям этот рассказ, показывала такой, специально выращенный на даче, огурчик в бутылке, но и спрашивала: "Как огурчик очутился в бутылке?" Ответы были самые разные...
 ... Конечно, те, кто занимается огородом, без труда ответят на этот вопрос. И, всё же. А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ПОВОДУ ЭТОГО ФОКУСА?


ПО СТОЛБОВОЙ ДОРОГЕ МЧАЛАСЬ ТРОЙКА...



" По столбовой дороге мчалась тройка"- диктую я очередное предложение моим ученикам...

... Кроме постановки нарушенного звукопроизношения, в задачи школьного лoгопeдa входит и устранение нарушения письменной речи, то есть многочисленных ошибок при письме и чтении. Для этого почти на целый год составляется определённая коррекционная программа, по которой отрабатываются и закрепляются множество тем. Сейчас мы дошли до: "Безударные гласные в корне слова". Но, прежде, чем дойти до этой темы, мы долго учились находить родственные слова, ведь именно среди них прячутся слова, проверочные для безударных гласных. Без хорошего словарного запаса родственные слова найти нелегко. Ведь чтобы понять родственники слова или нет, в них нужно увидеть не только одинаковый корень, но и связанность между собой по смыслу. А смысл - "вещь" тоже непростая для поиска...

 " По столбовой дороге мчалась тройка" - диктую я очередное предложение моим ученикам. Их у меня сегодня на занятии всего трое.

 - Записали? Молодцы! А теперь давайте вместе порассуждаем над этим предложением. Лена, о чём оно? Как ты считаешь?
 Лена замирает, и тут я вижу, как её глаза округляются. Она кладёт ручку и недоумевает:
 - Как это оценка может скакать по какой-то дороге?
 Никита, вечно цепляющий Лену, не может сдержать своего возмущения и, повернувшись к девочке, выдаёт:
 - Ты что! Какая оценка!Это трёшка несётся по дороге. Машина такая. " Жигули".

 ... И только Лера сидит молча некоторое время. А потом неуверенно так спрашивает:
 - А тройка - это лошади?


БАБОЧКА...



Когда я вышла после отпуска на работу на прошлой неделе и зашла в свой кабинет, сразу заметила в нём необычную гостью...
... Похожая гостья была у меня и в прошлом году. Такие гости в помещении накануне осеннего похолодания, в общем, часто встречающееся явление...
 ... В прошлом году моя гостья так и уснула на цветке. А приходящая ко мне на занятия Варюшка каждый раз разглядывала её крылышки и всё ждала, когда же она проснётся и начнёт порхать. Но мне очень не хотелось огорчать девочку. У меня совсем не поворачивался язык сказать ей, что тот, кто уснул вечным сном, никогда не проснётся... А когда стало пригревать солнце и растаял снег, я убрала бабочку, а Варюшке сказала, что она улетела...


 ... Надеюсь, когда девочка подрастёт, она простит мне мою неправду...

 

БЕЗ МЕНЯ...



Вчера заходила на работу. Полить цветы и посмотреть в каком состоянии находятся мои настенные пособия... Прошла по первому этажу, выкрашенному в новый светло-зелёный цвет. По привычке заглянула в большое настенное зеркало, висящее у центрального входа, и взлетела на третий этаж. Нашла в недрах своей сумки ключ с прозрачным сердечком, открыла дверь своего кабинета, вошла и остановилась в недоумении. Ого! Может я, конечно, и сошла малость с ума и такого не может быть, но...

... В моём маленьком кабинете немало цветов. Сейчас они совсем простые, не как были раньше, но коллеги до сих пор, пробегая мимо, порой неожиданно возникают у меня на пороге с просьбой: "Марина Васильевна, дай поглядеть на твои цветы."...
... Есть у меня три большие сансевьеры в больших белых горшках. Одна стоит у дверей, как страж, встречая и провожая моих учеников. Под её длинными узкими листьями сидит маленькая жабка с чёрными глазами-бусинами. На самом деле это, подаренная мне Наташей, рыхлилка для почвы, но попрыгуха выглядит вполне настоящей, и дети всегда тянуться её потрогать. Вторая, длинные мясистые листья которой подвязаны верёвочкой со стеклянными бусинками на конце, смотрится в настенное зеркало и присматривает заодно за подставкой с карандашами. А третья стоит у доски. В её зарослях "живёт" птица. И её домик, похожий на скворечник, хорошо заметен среди зелени...
... Летом, для удобства полива цветов, я составляю их с привычных мест в одно, на сдвинутые парты - пришла, быстро полила и ушла. Но в этот мой отпуск цветы поливала не я. Дела... Поездка в Питер... А когда я появилась, наконец, картина была необычная. Такое впечатление, что мои цветы без меня передрались. Одна сансевьера, та что с бусинами, валялась на полу. Вторая, с жабой, лежала на парте на боку, а рядом с ней на боку лежала руэлия. И лишь третья сансевьера, с птицей, стояла гордо - ровно и невозмутимо. А вокруг - на партах и полу разбросана земля и листья...
... Конечно, тут всё ясно, один из цветов в какой-то момент, из-за разросшихся листьев, потерял равновесие и, падая, задел стоящий рядом, а тот - следующий. Но та картина, что увидела я была ну, очень похожа на драку - мои цветы без меня явно выясняли отношения. Вот только узнать бы чего они не поделили...


БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ...



Вот и ещё один рабочий день в школьном лагере позади... По плану у нас было посещение Третьяковской галереи. Куда, позавтракав, мы и отправились на экскурсионном автобусе...
 ... К нашему счастью, на пути нам не встретилось ни одной дорожной пробки. Экскурсия по галерее была ознакомительная, поэтому не очень долгая. Вернулись мы к обеду, но, всё равно, все устали. Особенно, педагоги. Подобные поездки всегда требуют от нас большой ответственности, внимания, осторожности, а значит, немало сил. Отвечать за жизнь и безопасность доверенных тебе детей, а их было сегодня 39, очень непросто. Вообще, наши дети уже приучены к подобным мероприятиям, но среди них есть несколько "диверсантов", за которыми нужен глаз да глаз. К тому же, некоторых детей укачивает, а это тоже дополнительные проблемы. Но сегодня ничто не омрачило нашей поездки...
 ... В тихий час я попросила своих мальчишек из 2-4 классов, именно за них я сегодня отвечала, дать мне возможность поспать. Конечно, я слукавила. Они почти все не спят в тихий час, а я хотела, чтобы они отдохнули. Только хитри-не хитри, а "усыпить" их практически невозможно. И, всё же...
... Пока я делала вид, что клюю носом, сидя за столом, мальчики не шептались громко и не шуршали, как обычно. Более того, Саша предложил мне поменяться местами, чтоб я могла прилечь на его кровать. Кровати у нас в детских спальнях небольшие. Поэтому мне тут же вспомнился один известный Диснеевский мультфильм. От предложения мальчика я, конечно, вежливо отказалась, сказав ему, что если я лягу на его кроватку, то будет, как в сказке "Белоснежка и семь гномов". А Саша, улыбнувшись, меня поправил: " Нет. Будет Белоснежка и одиннадцать гномов". И, действительно, мальчишек в нашем отряде сегодня было одинадцать...

 ... "Гномы" мои так и не уснули, но тихий час на самом деле получился тихим. Таким, как ему и положено быть...


ЯБЛОКО ИЛИ ИНТЕРНЕТ?



- Ой! Яблоко!
 - Какое яблоко? В пакете - интернет!

Слушаю спор Олега с Катюшкой и еле сдерживаю смех. Серьёзно так спорят. И, главное, оба правы...

 ... Утром спешила на рабочее место и решила, не заходя в кабинет, захватить с собой по дороге двух первоклассников на обследование... Остановились мы с ними у двери. Стала я ключ доставать из сумки, а пакет с ноутбуком поставила на пол. На этот раз ноутбук принесла я не в портфеле своём "министерском", а в пакете обычном. Не солидно, конечно, но так легче. Туда же и яблоко закинула, когда собиралась... Интересно, что каждый из маленьких учеников, заглянув в мой пакет, увидел то, что для него актуальнее всего оказалось...

 ... Яблоко получили оба. А Катерина меня опять рассмешила. Со знанием дела стала Олега учить, как нужно сидеть за партой и руки правильно держать. А он и не сопротивлялся совсем, когда девочка, вспорхнув со стула, начала его руки укладывать...

 ... Угадайте, кто из детей увидел яблоко, а кто – "интернет"?

 

    А Я ХОЧУ ПИТОНЦА...

 

 

- Маринвасильна, а я хочу питоНца завести!

(Радостно делится со мной своими планами Миша)

- Какого, Миш? Надеюсь, не питона?

- Нет, нет! Не питона. Я собаку хочу.

 ... Ну, как тут не вспомнить одну мою знакомую и её рассказ о том, как в детстве она пела песню О.Б. Воронец по своему: "Я - Земля, я своих провожаю питоНцев..."

... И я вспоминаю, и я улыбаюсь ей...

 

    ПРО БУКВУ Ё...



"У Лены на рисунке матрЕшка" - читает задание Миша.
"Почему матрЕшка? МатрЁшка!" - возмущается Ксюша - "Почему буква Ё такая бедная? То неправильно её назовут! То точки для неё забудут написать! Вот, если бы я была буквой Ё, я так бы обижалась и сказала:"Раз так! Уйду я из алфавита! И всё тут!""...

... Права моя ученица. Бедная буква Ё. Постоянно её обижают. Мне тоже очень жаль эту букву, поэтому в тексте я всегда пишу и печатаю её точки...

 

МЫ - ДВОРНЯЖКИ...



Пришли ко мне на занятие первоклассники. Расселись, разложили на партах свои пеналы, расщебетались...
... Началось занятие. Стала я им задание объяснять и нечаянно Соню Настей назвала. Не знаю как у других, а у меня бывает: когда старшие братья или сёстры первоклашек учились ранее, так привыкаешь к их именам, что потом этими именами младшеньких вдруг совершенно неожиданно для себя называешь. И вроде знаешь все имена, но что-то где-то там в голове переключается само по себе...
... Вот и сегодня я вдруг назвала я Соню Настей. И тут же, извинившись, попросила девочку не обижаться сейчас и вредь, если вдруг такое явление ещё повторится. А Софья и не обиделась вовсе:
- Ой! Да, ладно! Ничего страшного, если назовёте. Мы же с Настюшей как дворняжки всё равно!
И увидев мои удивлённые глаза, девочка добавила:
- Ну, да! Дворняжки. Мы же похожи!

Ох, ты, Господи! "Дворняжки" - двойняшки. ПитоНцы мои смешные! Никогда с вами не соскучишься...

 О! НАША ПОШЛА!

Встретились на днях с О. А. в коридоре. Перемолвились парой слов, пока её четвёртый класс на физкультуре был. Посмеялись, как обычно. Лёгкий она в общении человек. Задорный. И когда мы встречаемся, нам всегда есть о чём посмеяться. Рассказала она очередную историю...

... Идёт О. А. по третьему этажу. У дверей одного класса в ожидании своего учителя сидят на корточках три ученика с телефонами. Прижались к стене, чтобы не падать, и каждый погружён в свой гаджет. Играют, головы не поднимая. Не поднимая головы и переговариваются. Только О. А. прошла мимо них, как слышит такой диалог:

- О! Наша пошла! 

- Ты что ку-ку? И никакая не наша!

- Сам ты ку-ку! Наша говорю!

- Нет, не наша! У нашей каблуки назад, а у этой - прямо!

... Задумалась О. А... А после уроков зашла к своей коллеге (той, что ожидали ребята), на её туфли посмотреть. Та ей кивает: вот мол они, под столом стоят. Осмотрели они вместе обувь. Точно! Отходят каблуки назад...

... Вот. Оказывается и таким способом ученики различают своих учителей...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Setup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно