Сайт учителя-логопеда

                         Ратниковой Марины Васильевны

 

                             ☼  КАТЮША ☼

 


 

НАШ ПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК...

   

          Вы когда-нибудь задумывались над тем, как вы говорите? Нет, не над правильностью построения фраз и не над развёрнутостью речи. А над тем, как вы произносите тот или иной звук речи? Ведь КАЖДОЕ ПРОИЗНЕСЁННОЕ нами СЛОВО СОСТОИТ ИЗ ЗВУКОВ, а не из букв, как многие считают. Из букв оно будет состоять тогда, когда мы его напишем, или прочтём...

... Мы много говорим в течение дня и совершенно не задумываемся над тем, какую работу проделывают в это время органы нашей артикуляции. Мы когда-то научились говорить, и этот процесс давно происходит автоматически. Вместе с тем, произнесение каждого звука речи требует свои, только ему присущие, положения губ, сомкнутость или разомкнутость зубов, голосовых связок и обязательно! положения и движения языка и т.д. Например, для того, чтобы произнести слово "СУП", мы должны для первого звука [C] придать губам положение следующего гласного, сблизить зубы на расстояние около 1мм, упереть несильно кончик языка в нижние резцы, выгнуть спинку языка и по середине образовавшегося желобка направить выдыхаемую воздушную струю к резцам. Боковые края языка при этом прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов. Нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки. Голосовые связки разомкнуты. И это всё только для первого звука, а их в слове три: [C], [У], [П].

... А теперь представьте сколько мы говорим и сколько раз переключаем органы артикуляции с одного артикуляционного уклада на другой. Особенно "достаётся" нашему языку. Он постоянно в движении. Быстро то поднимается, то опускается, то распластывается, то становится узким, принимает формы то "горочки", то "седла", то "ложечки", то "пАруса" и другие. Не случайно считается, что наш язык один из самых сильных органов организма человека.

... У подрастающего ребёнка по мере его взросления также растут и укрепляются органы артикуляции. Происходит это постепенно. Поэтому ребёнок не говорит сразу "чисто", как хотелось бы нетерпеливым взрослым. Появление звуков речи идёт по своим законам. Например, звуки [Л], [Р] и мягкие их варианты [Л*], [Р*] появляются позже всех, когда мышцы языка ребёнка укрепятся настолько, чтобы удерживать нужное для произнесения этих звуков верхнее и определённое положение языка.

К моменту поступления в школу ребёнок уже должен произносить все звуки речи правильно. Однако, в силу определённых причин, не всегда это происходит вовремя. Тогда ребёнку на помощь приходит школьный логопед. И обязательно - родители, которые в совместной работе со специалистом помогут пройти ребёнку ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД, необходимый для формирования правильного звукопроизношения.

ЦЕЛЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА - укрепить мышцы языка, развить его подвижность и способность удерживать нужное положение. Иногда укрепления требуют мышцы губ и щёк.

     Достичь этой цели помогает АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

     Комплекс артикуляционных упражнений представлен в разделе "Артикуляционная гимнастика".

    После укрепления мышц артикуляционных органов ребёнка и развития их подвижности, логопедом производится ПОСТАНОВКА НУЖНОГО ЗВУКА. Во время которой ребёнку объясняется как должен эталонно произносится звук и что должно при этом происходить с органами артикуляции и дыханием.
     Постановка нарушенных звуков выполняется в следующей их последовательности: [C], [З], [Ц], [С`], [З`], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л],[Л`], [Р], [Р`]. Именно так появляются звуки речи у ребёнка в процессе его нормального речевого развития.
     Как только вызываемый звук начнёт получаться, выполняется следующий этап работы - ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА НА РЕЧЕВОМ МАТЕРИАЛЕ. Для этого ребёнку предлагаются специальные упражнения со слогами, словами, предложениями, текстом, в связной речи.
     Рекомендованные логопедом УПРАЖНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬСЯ РЕГУЛЯРНО, как на школьных логопедических занятиях, так и дома со взрослыми. Цель коррекционной работы будет считаться достигнутой только тогда, когда ребёнок начнёт правильно произносить поставленный звук в свободной речи. То есть, в условиях обычного свободного общения ребёнка с окружающими без всякого контроля над произнесением.
     В настоящее время в продаже имеется достаточное количество печатных материалов для закрепления звукопроизношения. В том числе, тетради для домашних занятий авторов В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко, которые я рекомендую использовать для занятий своим ученикам.

 

                                               УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!

     Из опыта работы знаю, что многие родители почему-то считают, что логопед - это волшебник, которому стоит только три раза хлопнуть в ладоши, дунуть и повернуться на каблуках в левую сторону, как всё в речи ребёнка встанет на свои места. Если вы хотите получить стойкие результаты коррекционного обучения и сократить его сроки, "хлопать в ладоши" нам придётся вместе. На самом деле логопедическая работа - это достаточно трудоёмкий и длительный процесс. Нарушение звукопроизношения (ДИСЛАЛИЯ ), хоть и считается самым лёгким, "косметическим", недостатком, а поработать придётся. Это как раз тот случай, когда количество переходит в качество.

     Не углубляясь дальше в логопедические термины, попробую объяснить процесс исправления звукопроизношения у детей на совсем простом примере. Представьте, что вы взяли лист обычной белой бумаги и начертили на нём простым карандашом линию. Потом провели карандашом по этой же линии ещё и ещё. Но оказалось, что линия получилась не совсем такая и её нужно переделать. Вы берёте ластик и начинаете всё стирать. От ваших действий линия становится всё бледнее. Но как бы вы не старались, след от простого карандаша на белой бумаге всё равно останется. Для того, чтобы избавиться от него, вам нужно по месту стёртой линии наложить линию новую. Более яркую и чёткую, которая окажется "сильнее" прежней. Вот так и логопед должен "стереть" тот неправильно сформированный звукопроизносительный навык ребёнка, который с каждый днём автоматизируется, то есть закрепляется всё больше (помните первую линию, нарисованную многократно?), и "наложить" навык новый, правильный ( помните линию новую?). "Наложить" который нужно столь много раз, чтобы от старого навыка не осталось и следа. Для того, чтобы новый, правильно сформированный произносительный навык ребёнка не забылся им, не потерялся, а стал привычным, произносимым автоматически, и требуются регулярные логопедичесие занятия в школе и дома.
     Не огорчайтесь, если у ребёнка не всё получается и поначалу нет видимых результатов работы. Старательно выполняйте рекомендованные упражнения вместе с ребёнком и почаще его хвалите.
     Помните: ВСЁ, что вложено в ребёнка на занятиях, рано или поздно обязательно даст свои плоды.

                                                               ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!

Setup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно